Литературная тема

Форум о Египте

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 9 След.
Ответить
RSS
Литературная тема, Египет и другие восточные стрнаны в литературе
 
и действительно-на фига здесь цитировать книги? Кто захочет и сам прочтет, это я вам , как профессиональный библиотекарь говорю!
 
Цитата
luka пишет:
Может сменим тему и для разнообразия поговорим , например о японской литературе?
пожалуйста, заводите тему и разговаривайте. я то тут при чем....
Цитата
luka пишет:
Нельзя так агрессивно навязывать свое мнение людям
никому ничего не навязываю... просто ЦИТИРУЮ, ЧТО хочу. И имею на это право, ведь так? :-)
Цитата
luka пишет:
как профессиональный библиотекарь говорю!
такое ощущение, что тут все привирают... то вы милиционер на пенсии с майдана, и желающий переехать на ПМЖ в Египет, то профессиональный библиотекарь... прямо родственные сферы... даже не знаю, что сказать...
 
Цитата
moon пишет:
http://lib.rus.ec/b/317732/read#r1 для тех кто знает много "букав" ссылка на (та-да-да-дам) "знаменитую" на форуме книгу "Дом Якобяна". Можно читать онлайн, можно сохранить себе в файл. Enjoy!
ах, как же я ждала, когда вы дадите мне же на мой же файл ссылку... :-))) он выложен в сеть мной 24-08. До этого файла в сети НЕ БЫЛО. (Можете посмотреть в новых поступлениях, под этой датой и найдете)... более того, на ВСЕХ зеркалах лежить ТОТ ЖЕ САМЫЙ файл, который народ растащил по сети.
Цитата
moon пишет:
"дом Якобяна" я читала и без ВАС (могу ссылочку кинуть)
увы... если вы его только что прочли, так НЕ БЕЗ МЕНЯ. :-)))) этот файл оцифровывала я. Ну как же вы тут все врать горазды... удивительно просто.
Цитата
moon пишет:
да, каждый форумчанин сейчас примерил ваше высказывание на себя, и зауважал вас еще сильнее)))
ну наверное, вы не так просто про себя такое подумали... наверное же есть повод... :-)))
лично я НЕ оскорбляла никого. а если существует "краткое изложение курса литературы для средней школы", так ведь это кому-то нужно, ведь так... :-)))
Изменено: zaubermaus - 31.08.2011 10:18:48
 
а книгу я тут цитировала, потому что там есть классический пример, как молодой человек очень хотел стать полицейским с высокими идеалами, а стал террористом-исламистом. Простите, но это написала не я, а "придурок-египтянин", он тоже, наверное, в Хургаде не был и с мужем Мун не общался... :-)))
 
Цитата
zaubermaus пишет:
ах, как же я ждала, когда вы дадите мне же на мой же файл ссылку... smile:-))) он выложен в сеть мной 24-08. До этого файла в сети НЕ БЫЛО. (Можете посмотреть в новых поступлениях, под этой датой и найдете)... более того, на ВСЕХ зеркалах лежить ТОТ ЖЕ САМЫЙ файл, который народ растащил по сети.
:D Ага и перевод на русский тоже ваш я уверена! А чего ж вы тогда ее предлагали всем в личку скидывать, коли у вас уже была возможность выложить в сеть? а, ну чтоб по перед батьки не лезли....Я выложила первую попавшуюся ссылку из яндекса-поисковика на это название, действительно не знала что вы уже и обширные просторы интернета окупировали с этой книгой, и везде то ее уже растощили, после вас только разумеется. )))
 
Цитата
zaubermaus пишет:
Простите, но это написала не я, а "придурок-египтянин", он тоже, наверное, в Хургаде не был и с мужем Мун не общался... smile:-))
о, и тут моего мужа не забыли)))) ну ничего-ничего и у вас все образуется...когда-нибудь...наверное....))))Кстати, он в восторге от этой книги и от фильма, только как от художественного произведения современности, а не как о политической карты Египта.))
 
Цитата
moon пишет:
только как от художественного произведения современности, а не как о политической карты Египта.))
я тоже в восторге. но ТЕХНОЛОГИИ, т.е. КАК все это происходит, все очень напоминает происходящее сейчас. кстати, книга вышла в начале 2000-х. и события якобы происходят в 90-е. не так уж и сильно все изменилось с тех пор. Неустроенная молодежь, которая обижена правительством, властью, страдает от безработицы и безденежья, в конечном итоге приходят к экстремизму (например: "ах, эти проклятые иностранцы - у них куча бабла", "ах, они не уважают наши законы", "ах, они убивают наших братьев" и т.д.) И начинается поиск "утешения в религии", шейхи пользуют это как средство манипуляции... Блин, ну то же самое было в Чечне... нет работы - > нет денег - > иди к нам, у нас тут платят, и типа дело тут правое - > борьба с иноверием, и вообще они нас обидели... ну так же и было...
 
moon, вот реально я в начале месяца искала где скачать эту книгу можно или почитать. Почему-то ссылки были только на то, где купить печатный вариант. Я тогда у zaubermaus просила ее.
Изменено: magika - 31.08.2011 12:00:27
 
Цитата
moon пишет:
Ага и перевод на русский тоже ваш я уверена! А чего ж вы тогда ее предлагали всем в личку скидывать, коли у вас уже была возможность выложить в сеть? а, ну чтоб по перед батьки не лезли...
перевод не мой... перед тем, как выкладывать в сеть я вычитываю файл огрехи сканирования и исправляю. дочитала, выложила... Про то что файл не вычитан, я писала на форуме... и предлагала поучаствовать в вычитке. Поучаствовала только magika. Сравните дату когда файл опубликован на либрусеке и дату коммента магики. Более того, ник на флибусте - это аббривиатура моего ФИО. el- Елена, vi-викторовна... в файле в создателе есть информация (Elena). коммент выложен мной сразу после публикации книги. там текст с последней обложки книги.... Еще доказательства надо? ок. зарегистрируйтесь на на сайте и напишите мне в личку... :-)

если вы придумываете напропалую, то НЕ ВСЕ ДЕЛАЮТ ТАК ЖЕ.
Изменено: zaubermaus - 31.08.2011 12:03:17
 
Цитата
zaubermaus пишет:
если вы придумываете напропалую, то НЕ ВСЕ ДЕЛАЮТ ТАК ЖЕ.
я не оспариваю что на ту ссылку книгу выложили именно вы, но если говорить о источнике, то я в первую очередь смотрела египетский фильм на арабском, во вторую очередь прочла о книге тут http://egyblogger.ru/?s=%D0%B4%D0%BE%D0%BC+%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%BD%D0%B0 после чего с трудом нашла в инете. Bашу ссылку я нашла вчера сразу же в поисковике, ее и поместила.
 
Цитата
moon пишет:
после чего с трудом нашла в инете
вот это очень интересно...(пришлите же мне ваш файл... или он уже по счастливой случайности удалился или потерялся) реально файла НЕ БЫЛО (на либрусек я выложила его потому, что его там просили... уж они лучше ищут книги чем вы... простите, их больше - и то не нашли, создали заявку посмотрев на которую, я СДЕЛАЛА файл и выложила). есть скан на арабском, но боюсь, что вы настолько не владеете языком... ах, как выкручиваетесь... красиво... по-египетски... до последнего...
а еще в личку обращалась Жасмин... спросите у нее, наверное, она тоже не нашла файл... только вы такая талантливая находить то, чего в электронном виде НЕ СУЩЕСТВОВАЛО В СЕТИ. РЕСПЕКТ и УВАЖУХА! BRAVO! и эта женщина кидалась на Неферат со словами: чего тут врешь!!!!
 
а можно попользоваться вашими феноменальными поисковыми способностями находить несуществующее... Плииииииизззз, найдите мне "История туризма в древности" - Валентин Петрович Грицкевич - никак не могу (глупая баба) найти...
 
очень странно, куда-то делся мой ответ Zaubermaus, а мне очень хочется , чтобы она его прочитала.
Итак , с чего вы взяли вот это?
то вы милиционер на пенсии с майдана, и желающий переехать на ПМЖ в Египет, то профессиональный библиотекарь... прямо родственные сферы...
Я такого никогда не писала. Если вы сложили этот текст из моей разрозненной информации, то это ваша фантация, а не мое вранье.
Скажу кратко-на Майдане я живу. Работаю директором большой Научно-технической библиотеки, принадлежащей специальному ведомству, имею военное звание -подполковник, оформила пенсию, но еще работаю , в Египет пока переезжать не собираюсь, потому , что на сегодняшний день мне не нравится то, что там происходит.
И прошу в дальнейшем не приписывать мне тех пороков , которых у меня нет. мне хватит того, что уже имеется :!:
 
а я очень не люблю когда меня обвиняют в том, что я не совершала. А как насчет личных разборок между zaubermaus и moon во всех темах форума? Вы думаете их кому-то интересно читать?
 
Цитата
Лиля пишет:
Ничего странного нет. Я удалила, потому что не всем интересно читать личные разборке в литературной теме.
Лиля. предлагаю удалить всю эту тему отсюда оптом... никто тут ничего не читает, а если читет, то обсуждать не может.... как ни прискорбно, но факт. эта тема тут лишняя.
Изменено: zaubermaus - 31.08.2011 17:31:03
 
зарекалась сюда ничего не писать.... но хочу поделиться... отличный рассказ. если кто осилит, буду рада услышать ваше мнение..

Ребаб отказывается рисовать

Не успела маленькая Ребаб поступить в первый класс, как о ней заговорил весь городок, все окружающие деревни, вся провинция. Отец девочки, инспектор ирригационной службы, не был коренным жителем городка, мать — тоже не из местных. И до сих пор эта семья мало кого интересовала. О самой же Ребаб вовсе никто не думал. Девочка как девочка — ручки-ножки, хорошенькая детская мордашка. Так бы оно и было, если бы в школу не пришел новый учитель рисования, а придя, не потребовал от детей достать бумагу, карандаш и нарисовать, что каждому захочется.
Класс долго молча трудился. Потом учитель прошел по рядам, разглядывая рисунки и расспрашивая ребят, что именно хотели они изобразить. При этом он много и непонятно говорил об истоках творчества, о кристальной чистоте и непосредственности детского восприятия, о душах, не растоптанных еще грязными сапогами. Так он дошел до парты, где сидела Ребаб, и сразу замолчал, только глядел то на рисунок, то на девочку. А потом сказал, чтобы она привела в школу отца.
Не понимая, в чем дело, Ребаб смутилась: уж не рассердился ли на нее новый учитель? Она передала его слова отцу, но прошел не один день, прежде чем инспектор выбрал время зайти в школу, хотя ему и было любопытно, почему его вызывает именно учитель рисования. Ведь рисование не считается важным предметом, и успеваемость по нему не влияет на решение о переводе в следующий класс.
При встрече с отцом Ребаб учитель рисования закурил трубку, сунул руки в карманы и пустился в рассуждения о великой силе искусства, о творчестве, о таланте, который, как могучий поток, сметает все на своем пути. Если для развития таланта Ребаб, сказал он, создать необходимые условия, из нее вырастет замечательный художник, мастер, какие рождаются раз в столетие. Любого обучи — и он станет врачом, инженером, чиновником. Но художник, истинный художник — учитель рисования произнес это с таким пафосом, что инспектор вздрогнул — великая редкость в нашем мире. Окинув собеседника недоверчивым взглядом, отец Ребаб спросил:
— Ну и что вы от меня хотите?
Учитель рисования поспешил объяснить, что девочке следует развивать вкус и ум, она должна знакомиться с творчеством великих мастеров, читать книги по истории живописи и, познавая самое себя, искать собственный путь в искусстве.
Инспектор прервал поток его красноречия, спросив:
— И к чему все это приведет?
Он вышел от учителя, не зная, верить или нет тому, что услышал. А учитель, глядя ему вслед, подумал, что инспектор так ничего и не понял, что у него на уме — неизвестно, а заниматься воспитанием Ребаб следует непременно. И, не откладывая дела в долгий ящик, он сказал девочке: «Все, о чем я тебя прошу, — это внимательно прислушиваться к голосу сердца, столь же внимательно и пристально взглянуть на окружающий мир, а затем взять карандаш и с полной свободой и непринужденностью изобразить то, что запечатлелось в твоей душе. Слушай только голос своей души, верь только собственному сердцу».
А инспектор ирригации, придя домой, позвал дочь, усадил ее перед собою и попросил нарисовать его портрет вот так, в домашней обстановке. Но Ребаб сказала, что лучше нарисует его на службе, таким, каким видела однажды, когда заходила к нему в кабинет.
Инспектор сидел тогда за письменным столом, вид у него был важный и внушительный. В руке он держал толстый карандаш. И кабинет его был внушительный и важный.
Взглянув на рисунок, отец спросил:
— А где же секретарша?
Ребаб нарисовала секретаршу — особу лет двадцати, хорошенькую, изящную, с волосами цвета спелой ржи, с голубыми, как чистое летнее небо, глазами. Она склонялась к начальнику, показывая ему какие-то бумаги, и ее пышная грудь находилась как раз на уровне носа инспектора. Казалось, он вдыхает ее аромат.
На лице отца отразилось удовлетворение. Он сказал:
— Надеюсь, ты не оставишь меня без рассыльного?
И попросил нарисовать рассыльного в виде усталого, немолодого человека в поношенной одежде. Чтобы пиджак его выглядел так, словно его носили, не снимая, всю жизнь. Чтобы на лице чернела небритая щетина, ноги были обуты в стоптанные башмаки, а фигура напоминала пирамиду, перевернутую основанием вверх. Ребаб удивилась: почему отец хочет, чтобы она изобразила дядю Сирхана, рассыльного, в таком виде? Он хороший, добрый человек, носит чистую, белоснежную галабею без единого пятнышка. Отец объяснил, что дядя Сирхан — исключение. Он из уважаемой, хотя и обедневшей семьи. Большинство же рассыльных именно таковы, как он сказал. Ребаб не согласилась. Отец настаивал. Они заспорили. Тут вошла мать, взглянула на рисунок и сразу же увидела полную грудь секретарши в непосредственной близости от носа супруга. И спор между отцом и дочерью превратился в скандал между мужем и женой, заставшей супруга с поличным.
— Ты высосал из меня все соки, а теперь я тебе не нужна! — кричала мать. Отец увещевал ее, объяснял, что это просто картинка, которую нарисовала Ребаб. Мать накинулась на Ребаб и на картинку. Дочь схлопотала пощечину, а рисунок превратился в обрывки бумаги, самый большой из которых был меньше маленькой ладошки Ребаб. Девочка поклялась, что больше не станет рисовать, слишком дорого ей это обходится.
Но на следующий же день она нарисовала владельца поместья, находившегося неподалеку от городка. Их семья провела у него в гостях целый день. Не потому, что владелец поместья любил отца Ребаб, а потому, что инспектор был тот человек, от которого многое зависело в вопросах орошения.
Ребаб изобразила типичного феодала, которого не изменили события и годы, пузатого толстяка с оплывшим лицом. Не успела она провести последнюю линию, как изображение запыхтело и громким голосом воскликнуло, что это непорядок, так не бывает, что наследственный землевладелец, каковым он является, не может обойтись без арендаторов, батраков, надсмотрщиков, ночных сторожей и слуг.
Поразмыслив, Ребаб нашла, что он прав и ему положено все, что он требует. На свободных уголках листа она пририсовала маленькие фигурки арендатора, батрака, сторожа, слуги. Огромный феодал в центре рисунка был больше их всех, вместе взятых. Но едва она кончила рисовать и фигурки обрели сходство с людьми, как все они тоже стали выражать недовольство — потребовали дома, чтобы жить, пищу, одежду, деньги. Землевладелец стал на них кричать, возмущаясь тем, что они еще ничего не наработали, а уже чего-то требуют. Он никому не намерен платить вперед! Люди же доказывали, что не могут работать на голодный желудок. Пусть он даст им деньги, они купят еду, а потом немедля примутся за дело. Хозяин стоял на своем: сначала работа, потом расчет. Спор перешел в драку. Потасовка разгорелась такая, что от рисунка остались одни клочья. Труд Ребаб пропал безвозвратно. Зато в пей пробудилось любопытство: чем же все кончилось, кто из них был прав? Она решила рисовать и дальше во что бы то ни стало, только выбирать для рисунков темы, не связанные с жизнью их городка, семьи и знакомых, чтобы не попадать в затруднительное положение. И она стала рисовать правителя страны. Но когда портрет был готов, правитель вознегодовал:
— А кем я буду править? Если у правителя нет подданных, какой же он правитель?!
«Надо же, — удивилась про себя Ребаб, — все чем-то недовольны!» И нарисовала правителю подданного, который во всем ему потакал и на все испрашивал разрешение: на еду, на сон и на то, чтобы сходить в нужник. Это был очень покорный подданный. Но через некоторое время правитель заявил Ребаб, что такие правила игры ему наскучили. Нельзя ли нарисовать другого подданного, немного поживее, и чтобы он не все время говорил «да», а через раз отвечал «нет»? Разумеется, не на самые главные, а на второстепенные вопросы. Правитель сам брался определить, когда следовало говорить «да», а когда — «нет». Благодаря такому нововведению игра оживилась бы и приобрела интерес, в нее можно было бы долго играть.
Ребаб нарисовала строптивого подданного, что было очень просто — она поместила в голове у человека мозги, которыми он мог пользоваться в случае необходимости. Правитель перечислил подданному вопросы, на которые тот должен был отвечать «да» и «нет», чтобы он знал, в каких случаях ему нужно прибегать к помощи мозгов. Не забыл сказать ему также и о наказаниях, которым подданный будет подвергаться, если нарушит установленные правила.
В первый же день подданный ошибся, и правитель наказал его, как было условлено, то есть посадил в тюрьму. В камере за решеткой подданный загрустил и сказал Ребаб:
— Ну вот, это из-за тебя я в тюрьме оказался.
Он обвинил ее в том, что она умышленно вовлекла его в опасную игру и требовал положить этому конец. Девочка пыталась уладить дело миром, но примирить правителя и подданного оказалось невозможно. Они кричали все громче. Подданный требовал, чтобы его выпустили из тюрьмы, а правитель желал получить нового подданного, потому что, засадив в тюрьму прежнего, он остался без дела и заскучал. В конце концов Ребаб порвала рисунок.
Несколько дней она не рисовала вовсе, но тут к ней обратился старший братишка, который мечтал стать офицером. Он, оказывается, прослышал, что весь городок говорит о его сестре как о художнице, которую ждет великое будущее. Картины ее будут так же бессмертны и вечны, как пирамиды и воды Нила, — египтяне, как известно, не скупятся на похвалы. Брат попросил Ребаб нарисовать ему солдата. Того, которого он поведет в бой за освобождение оккупированных земель, когда станет офицером. Они отбросят врагов от границ страны.
Ребаб нарисовала солдата — крепкого смуглого гиганта с огромными усищами, в тяжелых форменных ботинках, в берете с кокардой в виде орла. Брат спросил:
— А где же автомат?
Ребаб принялась рисовать автомат в руках солдата, но солдат запротестовал. Он заставил Ребаб и брата включить телевизор. На экране тут же появилась танцовщица, уже более четверти века услаждавшая публику своими плясками, а совсем недавно открывшая у себя еще и талант певицы. Ее поклонники кричали, что это единственная в истории артистка, являющая два дарования в одном лице. Плясунья пела: «Конец войне, конец войне!»
— Но ведь земля наша по-прежнему оккупирована! — воскликнул мальчик.
— Командиры приказали мне прекратить войну, — отозвался солдат.
— Однако враг остается врагом! — не унимался мальчик.
— Врагам нашим несть числа, — сказал солдат. — Они на границе и внутри страны, перед лицом у нас и за нашей спиной. Но приказ есть приказ, а он гласит: прекратить войну.
Ребаб заметила:
— Автомат солдату все-таки нужен.
— Его можно использовать на парадах и в торжественных караулах, — подхватил брат.
Солдат настаивал на том, что, раз война кончена, автомат ни к чему и иметь его рискованно. Ребаб не знала, что делать. Но брат умолял оставить солдату автомат, говоря, что солдат без оружия не имеет никакого вида.
— Смотрите! — предостерег солдат. — Автомат, перед которым нет определенной цели, вдвойне опасен.
Но Ребаб уже решилась. Она дорисовала автомат в руках солдата. Теперь солдат одним глазом смотрел в прорезь прицела, приклад автомата упирался в его правое плечо. Солдат подумал: «Раз уж у меня есть оружие, оно должно стрелять. И коли приказ запрещает использовать его против врагов, которые передо мной, направлю-ка я его против тех, кто у меня за спиной». В мгновение ока он обернулся и нажал спуск. Семь пуль впились в тело мальчика…
На суде Ребаб было предъявлено обвинение в том, что она нарисовала солдата, который не подчинился приказу о прекращении военных действий, пустил в ход оружие и убил подростка. Единственным смягчающим вину обстоятельством было то, что подросток этот мечтал стать офицером, а кому нужны офицеры, только и говорящие что об освобождении арабских земель и изгнании с них оккупантов!
Тогда Ребаб встала и заявила, что она сознательно и добровольно отказывается от рисования. Карандаши она поломала, краски выбросила, а бумагу порвала. Воображение и фантазию загнала в бутылку, которую спрячет в ящик, а ящик закопает глубоко в землю.
Судья обрадовался и велел секретарю подать девочке бумагу, чтобы она своей рукой написала на ней, что с сего дня навсегда бросает рисовать.
Секретарь протянул Ребаб бумагу и перо и вдруг обнаружил, что у нее нет рук. Когда ее спросили, в чем дело, Ребаб объяснила, что руки ее были созданы для рисования, и ни для чего другого. Она отказалась от рисования — и руки исчезли. Но если она вновь решит рисовать и захочет изобразить солдата, который сумеет разобраться, в кого надо стрелять, руки у нее вырастут. Сейчас же она публично заявляет о своем отказе от рисования, и никаких других обязательств тут не надо.
 
мне очень понравилось. Я бы сказала, что это скорее притча, чем рассказ. А это «Раз уж у меня есть оружие, оно должно стрелять. И коли приказ запрещает использовать его против врагов, которые передо мной, направлю-ка я его против тех, кто у меня за спиной" то что сейчас происходит в Египте. Во всяком случае я так это вижу.
 
Цитата
luka пишет:
Я бы сказала, что это скорее притча, чем рассказ.
Это рассказ Мухаммеда Юсуфа Аль-Куайида. Вот я тоже в восторге...поэтому и хотелось поделиться с вами всеми.
Цитата
luka пишет:
то что сейчас происходит в Египте
кстати, рассказы написаны в 60-70-х годах, но это мне тоже очень часто напоминает происходящее сегодня. Кто-то говорит, что в Египте все быстро меняется... да ничего там по сути не меняется... и описанные в рассказах люди точно такие же по сути, как и современная молодежь в Египте.
А как точно описаны "пороки"... это же прелесть... я кайфовала читая про жену, которая "увидела грудь перед носом" и устроила скандал, а чего стоит правитель - дайте мне подчиненного, а то мне скучно... а все время согласный - тоже скучно, дайте другого, который не всегда согласен, но я сам буду говорить, когда говорить "нет"... блин, какая точность, и тонкий "стеб". Я просто кайфовала при чтении. Вот скучны американцы и европейцы после восточной литературы, ИМХО. Я наслаждаюсь этими тонкими восточными гранями.

В сборнике еще есть просто потрясающих рассказов, если кому-то интересно, могу запостить, или скачайте сами на флибусте или либрусеке. Сборник называется "Современный египетский рассказ".

Меня еще очень впечатлил рассказ "Иуда". Но он только очень грустный... Насмешил рассказ "Шайтан". Очень актуально рассказ "Отель" - это вообще как сегодня писано...
 
понятно, что рассказ, но написан в виде притчи, потому что применим не только к Египту... Меня даже не удивило , что написан 50 лет назад ,он и через 50 там будет в тему....Мне американцы и англичане давно скучноваты. Из европейцев близки французы и итальянцы.А читая подобные зарисовки, всегда вспоминаю "Восток -дело тонкое, Петруха"
 
Цитата
Яся пишет:
zaubermaus
Хочу сказать вам огромное спасибо за литературную тему и за ссылку на очередную книжку :)Я совсем даже и не подозревала, что есть арабская литература, которая действительно вносит ясность в мозг, запудренный романтическимимифами про прынцесс и прынцев. Я буквально шок испытала от понимания, насколько глубокая пропасть лежит между нами.
это радует, что хоть кому-то это нужно, кого-то на что-то подвигло, или что-то хоть кто-нибудь прочел. Я перестала писать тут, потому, что мне казалось, что в этой теме никому не интересно. Но раз это хотя бы Вам, Яся, пригодилось, напишу еще.

на флибусте можно найти следующие книги:

сборники рассказов:
Живи, Египет!
Карьера доктора Фануса
Шесть гиней

и уже предложенный выше Современный египетский рассказ

про рассказы я уже писала выше. они как правила короткие, но задуматься есть о чем. :-))

так же доступны (там же) книги Махфуза:
Война в Фивах
Мудрость Хеопса
Фараон и наложница
Любовь под дождем
Пансионат «Мирамар»


там же найдете:
Неджма - Ваниль. Обсуждение первой книги данной писательницы было в самом начале темы. Это второй ее роман. Нужно сказать, что несколько приличней, чем первое творение, посвященное исключительно самолюбованию своими самыми лучшими в мире прелестями.

Не относится к Египту, НО подтверждает, что все они (скажем так, восточные люди) мало отличаются друг от друга.
Брижитт Бро - Во имя любви к воину - Про Афганистан. Основано на реальных событиях. Француженка влюбилась в афганца... чем все кончилось - читаем сами. :-)

Пол Боулз - Дом паука - Про освободительную борьбу марокканцев против французов в середине XX века. Прошло 50 лет, суждения мало отличны. Очень красноречиво написано про женщин, и отношение к женщине в восточном мире. Короче, все как и сегодня.

Марина Ахмедова - Дневник смертницы. Хадижа. Крайне рекомендую... я просто не могла оторваться, мне так было интересно, что же будет на следующей странице... Жизнь девушки из дагестанского села, уклад жизни, любовь и смерть... на самом деле местами жутко от этого кошмара. и очень жаль их, этих девчонок....
Кроме того, тем, кто уже что-то прочел про Еги и др. арабские страны будет интересно сравнить с тем, что тут у нас под боком, на Кавказе. :-))) может в Дагестан за мужем дешевле? ;) и на одном языке опять же говорите :-)))

Тем, кому еще хочется, можно прочесть Юлию Юзик "Невесты Аллаха. Лица и судьбы всех женщин-шахидок, взорвавшихся в России". Эту книгу правда порекомендовала бы прочесть, чтобы понять, какая она восточная сказка бывает... Как от безысходности женщина под влиянием "умных и авторитетных" людей взрывает себя и окружающих. И страшно понимать, что выхода у нее НЕТ. Ее либо свои же родственники за деньги продали, либо у нее ничего не осталось, и идти ей некуда просто, и разницы нет, что под поезд кидаться, что взорваться. Страшно, это ОЧЕНЬ страшно.
 
zaubermaus
Спасибо, я с радостью воспользуюсь вашими изысканиями.
Пока что я успела только слегка познакомиться с этой литературой. Начала с Дома Якобяна, польстившись на скандальную репутацию романа. Не встала из-за компа, пока не дочитала до самого конца. Теперь отслеживаю все новости про революцию и очень желаю Египту разорвать порочный замкнутый круг традиционных двуличных псевдо-исламских ценностей. Жаль, что цепочка последних событий явно ведет к усилению печальных тенденций. Больше всего меня поразила история Аззама и Суад. Восхитительное дерьмеЦЦо: типа честный и благообразный второй брак. Купил вдовушку с потрохами, а она как верная жена, холила и лелеяла этого г-ка, ублажала и честно отрабатывала деньги, чтоб ребенка хоть как-нибудь вырастить, пока не...кто читал, тот в курсе. Совершенно душераздирающий финиш. И ведь даже совесть мерзавца этого не будет мучить никогда, только неудовлетворенная до конца похоть слегка обеспокоит... Да и все остальные сюжеты тоже под стать. В красивой форме, с соблюдением якобы всех норм морали и нравственности могут на востоке такое нелицеприятное содержание предложить, что волосы на голове дыбом встают. Ню-ню, позовите меня теперь взамуж Бокс Бокс
Начала Махфуза "Предания нашей улицы" пока осилила первую притчу про Адхама. Отложила, не могу пока.
Дневник смертницы сейчас открыла и читаю. С большим удовольствием, спасибо.
 
Цитата
Яся пишет:
Начала с Дома Якобяна, польстившись на скандальную репутацию романа. Не встала из-за компа, пока не дочитала до самого конца.
Отличное начало! я прочла тоже с огромным удовольствием, и мне было очень жаль Таху...
Кстати, сейчас вышла вторая книга на русском Аля аль-Асуани - Чикаго, вышла буквально 10 дней назад в продажу.
Цитата
Яся пишет:
Больше всего меня поразила история Аззама и Суад.
не дошла пока. :-(
Цитата
Яся пишет:
Начала Махфуза "Предания нашей улицы" пока осилила первую притчу про Адхама. Отложила, не могу пока.
вот у меня так же дело застряло год назад и примерно на этом же месте, и все... так и не вернулась...
Цитата
Яся пишет:
Дневник смертницы сейчас открыла и читаю. С большим удовольствием, спасибо.
напишите пару строк, как Вам книга, когда прочтете.
 
Цитата
zaubermaus пишет:
Отличное начало! я прочла тоже с огромным удовольствием, и мне было очень жаль Таху...
Да, мне тоже, но он умер в расцвете лет, а вот остальные еще помучаются...
Цитата
zaubermaus пишет:
Кстати, сейчас вышла вторая книга на русском Аля аль-Асуани - Чикаго, вышла буквально 10 дней назад в продажу.
На русском? Я купилю в бумажном виде, думаю, не менее увлекательная книжица.
Цитата
zaubermaus пишет:
напишите пару строк, как Вам книга, когда прочтете.
Обязательно!
 
Цитата
Яся пишет:
Теперь отслеживаю все новости про революцию и очень желаю Египту разорвать порочный замкнутый круг традиционных двуличных псевдо-исламских ценностей. Жаль, что цепочка последних событий явно ведет к усилениюпечальных тенденций.
в ответ на это говорить ничего не буду. выложу просто рассказ, который написан в 1969 году.

Иxсан Абдель Куддус
Купальник для дочери мастера Махмуда

Впервые в жизни мастер Махмуд и его семья едут в Александрию.
Более того, впервые в жизни мастер Махмуд позволил себе взять отпуск. До сих пор он и слышать об этом не хотел. По правде говоря, он понятия не имел, что ему делать во время отпуска. Сидеть в кафе он не любит. И в парке гулять тоже. Ходить в гости или приглашать знакомых к себе не привык. Когда он сидит весь день дома, то не знает, чем себя занять. Он знает, понимает и любит лишь одно – свою работу на фабрике. Вот уже восемнадцать лет работает он на этой фабрике и ни разу не брал отпуска. Всегда получал за отпуск деньгами. И убеждал самого себя, что лучше заработать побольше. А когда был издан закон, запрещающий выплачивать деньги вместо отпуска, чтобы рабочий мог воспользоваться своим правом на отдых, мастер Махмуд стал убеждать себя в том, что у него нет причин лишать себя отпуска. И на самом деле решил отдохнуть.
Проснувшись в первый отпускной день, он попытался внушить себе, что он – счастливый, свободный человек. Он долго лежал в постели, и когда жена хотела встать, чтобы приготовить завтрак, сказал ей лениво, с улыбкой:
– Что ты спешишь, Девлет? Лежи… Ведь мы в отпуске.
Девлет тоже улыбнулась и снова легла с ним рядом. Но ненадолго. Через несколько минут она вскочила и захлопотала на кухне.
Он нарочно медлил, когда умывался и совершал омовение. Долго молился. Не спеша завтракал. Медленно брал еду, тщательно жевал, устремив взгляд в пространство. Потом вдруг спохватился, что съел вдвое против обычного, целых полторы лепешки. Ну и дела! Встав из за стола, он уселся на диванчик подле окошка. Потом велел старшей дочери Самире сварить чашечку кофе. Послал младшую дочь Наваль купить газету. А сам стал думать о своей фабрике. Интересно, что ребята там сейчас делают? На шестом станке ослабла гайка. Заметил ли это мастер Ханафи? А вдруг нет? Он представил себе, что творится на фабрике в его отсутствие. Рабочие побросали станки и стоят себе пересмеиваются. Мастер Ханафи, который заменяет его на время отпуска, не заметил ослабшей гайки, пустил станок на полную мощность, и от станка остались одни обломки. Махмуд сокрушенно покачал головой. Но тут же в его воображении возникла иная картина: на фабрике полнейший порядок, словно он и не уходил в отпуск. Станки действуют исправно. Рабочие знают свое дело и не нуждаются в мастере Махмуде. Мастер Ханафи заметил ослабшую гайку, словно он такой же опытный и знающий специалист, как мастер Махмуд. Махмуд рассердился. Рассердился, представив себе, что фабрика работает без него, что он может отсутствовать и ничего не случится. Собственно говоря, что такое отпуск? Временное, оплаченное увольнение. Он рассердился еще пуще, вообразив, что его не в отпуск отправили, а временно уволили с фабрики. Он поднял руку, погладил себя по курчавым волосам, словно стараясь унять досаду. Отхлебнул глоток кофе из чашки, которую подала Самира, и пробормотал себе под нос: «Ну что ж. Все они для меня все равно что дети. Да благословит их аллах. Мастера Ханафи я выучил самолично. Немало получил он от меня затрещин». Махмуд улыбнулся, вспоминая те дни, когда мастер Ханафи был мальчишкой подмастерьем, и он, Махмуд, учил его уму разуму. «Конечно, это моя школа».
Он обвел взглядом комнату, чтобы отвлечься от назойливых мыслей. Проводил глазами жену, сновавшую по квартире. Толстуха. До сих пор он не замечал, до чего она растолстела. А дочь Самира развешивает простыни на балконе. Не спешит. Смотрит на улицу, по пояс высунулась за балконную решетку. Нехорошо. Ведь ей уже семнадцать. Взрослая девица. «Эй, дочка, как не стыдно! Будет тебе на балконе вертеться». И Наваль тоже неймется: то войдет, то выйдет, то сядет, то вскочит с места. Ну, не беда. Этой всего восемь, самый непоседливый возраст. А все же надо бы Девлет ее приструнить. Да что поделаешь! Девлет сама неграмотная. Но добрая. Подруга жизни.
Взял газету, которую принесла Наваль. Попытался читать… «Нет, все же Девлет должна ее приструнить». И странное чувство овладевает им. Он чувствует себя чужим. Чужим в собственном доме. Чужим в своем квартале, где сейчас наперебой кричат торговцы. Ему не пристало встревать в болтовню жены с соседками. Даже жене он чужой. Он никогда еще не видел Девлет в одиннадцать утра. Он привык видеть ее в шесть, перед уходом на работу, и в семь вечера, когда возвращался с фабрики. В одиннадцать она совсем другая, непохожая на ту Девлет, которую он знает. Так странно в одиннадцать часов видеть вокруг себя лица дочерей и жены. В это время он привык видеть лица рабочих, слышать вокруг себя гул станков, жить жизнью фабрики. А здесь, у себя дома, он чувствует себя потерянным, лишенным своего «я», словно он не мастер Махмуд, а посторонний человек, который случайно сюда забрел. Он смотрит вокруг, и ему кажется, что все это он видит впервые. Заглядывает к себе в душу и не узнает самого себя.
Вдруг он видит, как Самира высунулась из окна, и кричит в ярости:
– Это еще что такое? Ты почему из окон высовываешься, бесстыдница?
Самира глядит на него со страхом, как на разъяренного зверя. Она тоже не узнает отца.
Мастеру Махмуду чудится, будто это вовсе не он только что кричал на Самиру.
Он уткнулся в газету, чтобы не видеть испуганного взгляда дочери. Лицо его, прикрытое газетой, сморщилось, словно он вот вот заплачет. Морщины на лбу стали резче. Нет у него сына. В его семье мальчики – не жильцы на этом свете. Перед Самирой родился у них мальчик, такой славный, здоровый. Врачиха, которая его принимала, сказала, что никогда не видела такого здорового и крепкого младенца. Они назвали его Мухаммедом. Малыш умер двух месяцев от роду. Умер внезапно. На все воля аллаха. После Самиры родились еще два мальчика. Оба умерли, не дожив до года. Остались у него только Самира да Наваль. Будь Мухаммед в живых, ему исполнилось бы уже восемнадцать… или нет, все двадцать. Может, он поступил бы к отцу на фабрику, стал рабочим. Кто знает? Может, с божьей помощью, удалось бы выучить его на инженера… Но к чему сейчас думать об этом? Махмуд давно уже примирился с судьбой. Такова воля аллаха. Прости меня, господи.
Он отбросил газету. Медленно, с ленцой, встал на ноги. Постоял у окна, выглянул на улицу украдкой, словно стесняясь, что кто то увидит его дома в неурочный час. Потом пошел в спальню, лег на кровать. Делать было нечего. Оставалось лишь ждать обеда.
Наваль включила радио. Он никогда не слушал радио в такое время, передачи были совсем не те, которые он привык слушать в семь вечера. Вошла Девлет, сказала:
– Я приготовила тамариндовый настой. Он прекрасно освежает. Хочешь выпить стакан?
Мастер Махмуд нехотя отозвался:
– Ладно, неси…

* * *

Проснувшись на следующее утро, мастер Махмуд сразу вспомнил, что его ждет долгий, праздный день. Встав с постели, он бродил по квартире медленной усталой походкой, и на лице его были написаны скука и раздражение. А дочка его Наваль бегала, прыгала, щебетала и пела без умолку. Непроизвольно занес он руку и влепил ей пощечину, прикрикнув:
– Да уймись же ты наконец!
Наваль разревелась. Прибежала мать, увела ее в другую комнату, попыталась успокоить. Мастер Махмуд спохватился, сообразил, что он не прав, и к скуке и раздражению на его лице прибавилось выражение раскаяния.
Он позавтракал молча. Съел всего пол лепешки. А Девлет уговаривала его:
– Да ешь же как следует.
Махмуд отмахнулся:
– Нет, нет. Я целые сутки только и делаю, что ем да сплю. От такой жизни и подохнуть недолго.
Он пересел на диванчик. Поджал под себя ноги. Сгибая колени, почувствовал боль в суставах. Наверное, ревматизм. Немного погодя ощутил боль в желудке. О боже! Это еще что за новости? Совсем ты стал дряхл и немощен, мастер Махмуд. Сходить, что ли, к врачу? В фабричную лечебницу? И вдруг глаза у него заблестели. Он знает, что с ним такое. Проворно спустил он на пол ноги, встал с дивана. Пошел в спальню, переоделся и вышел из дому, ни с кем не попрощавшись.
Когда он стоял на автобусной остановке, его смуглое лицо дышало энергией, и все морщины на нем разгладились. Он взглянул на часы: десять. Опоздал. Ну ничего, все равно надо ехать.
И он поехал на фабрику. У ворот ему встретилась группа рабочих, один крикнул:
– Что такое, мастер Махмуд? Неужто уже отгулял отпуск?
Они обступили его, каждый хотел с ним поздороваться, приветливо заглянуть в глаза. Он смотрел в их лица с нежностью.
– Ей богу, ребята, соскучился я по вас.
Он зашел в комнату контролера, который тоже встретил его радушно, предложил стул, угостил чашечкой кофе. Мастер Махмуд уселся, не зная толком, что сказать, не зная даже, в сущности, зачем он пришел. Он знал лишь, что останься он дома, он чувствовал бы себя как рыба, выброшенная на берег. Они с контролером завели разговор о том о сем. Тут в комнату ворвался мастер Ханафи в синем рабочем костюме и, не замечая мастера Махмуда, обратился к контролеру:
– На шестом станке гайка ослабла. Дайте заявку на склад, чтоб прислали новую. Я остановил станок.
Мастер Махмуд с тревогой проговорил:
– Зачем ты его остановил, Ханафи? Он может работать, только не в полную мощность. А запасных частей на складе нет. Ты же сам знаешь.
Обернувшись к нему, мастер Ханафи радостно воскликнул:
– Дядя Махмуд!..
Кинулся к нему, обнял, засыпал вопросами:
– Как поживаешь, мастер Махмуд? Как дела? Соскучились мы…
Разжав объятия, Ханафи продолжал:
– Ну что это такое? Ты ведь отдыхать должен, а приходишь на работу. И чего тебя сюда принесло?
Мастер Махмуд с печалью в голосе ответил:
– Эх, сынок, не привычен я к отпускам…
Потом глаза его блеснули, и он продолжал:
– Не останавливай станок, Ханафи. Просто пусти его на семьдесят два оборота. Помаленьку. Идем, я тебе покажу.
И мастер Махмуд отправился в цех. Ханафи пошел за ним со словами:
– Клянусь аллахом, мастер Махмуд, мы без тебя как без рук.
Махмуд скинул пиджак и начал копаться в станке. Рабочие стояли вокруг, улыбаясь, и глаза их светились приязнью.
Станок заработал. А мастер Махмуд стал ходить взад вперед по цеху, наблюдая за работой, словно он вовсе и не был в отпуске. Потом он заметил, что улыбки рабочих стали гаснуть, а мастер Ханафи начал его избегать. Он почувствовал, что каждое его движение вызывает какую то неловкость. Может быть, мастер Ханафи досадовал, что он вмешивается в работу, тогда как ему положено быть в отпуске. Может, это смущает рабочих. Они не знают, кого им слушаться – его или мастера Ханафи. Но нет, пустое. Немыслимо, чтобы Ханафи или кто нибудь из рабочих тяготился его присутствием в цехе, даже если он числится в отпуске. Просто немыслимо. Все они для него все равно что дети. Он воспитал их. И потом, он не может сидеть дома. Решительно не может.
И тем не менее он ощущал неловкость. Ощущал и смущение своих товарищей. Но все же оставался на фабрике до конца смены. Потом вернулся домой, как обычно, купив по дороге фруктов. Его встретила Девлет, такая близкая, знакомая. Девлет в семь вечера. Красивая, милая, улыбающаяся. И Самира и Наваль. Нет, он здесь не чужой. Он у себя дома.
В постель он лег с улыбкой… Но не успел смежить веки, как тут же вновь открыл глаза. А что он будет делать завтра? И что за неловкость он там почувствовал?
Всю ночь он пролежал без сна.
Но все же на другой день снова пошел на фабрику. Не мог иначе. Останься он дома, пришлось бы вызвать врача.
Рабочие встретили его приветливо. Даже более приветливо, чем накануне. Он пошел в цех. Осмотрел каждый станок. Потом мастер Ханафи вдруг спросил его:
– А ты, мастер Махмуд, тянул жребий?
Махмуд переспросил с удивлением:
– Какой такой жребий?
– Да ведь фабрика сняла в Александрии меблированную квартиру для семей рабочих. Каждая семья имеет право прожить там десять дней. По жребию. Кому выпадет жребий, берет семью и едет в Александрию.
– Да что ты, Ханафи, разве мне место в Александрии?
– А почему нет? Это твое право. Поезжай, проветрись. Все мастера из за этого ссорятся, каждый хочет съездить. Я внесу твою фамилию в список. Уж если не ради себя, то хоть ради семьи поезжай. Пусть дочки отдохнут немного.
И Ханафи поднялся в контору, чтобы внести его в список. А мастер Махмуд только плечами пожал.
Вернувшись из конторы, Ханафи объявил:
– В обеденный перерыв будет жеребьевка.
Мастер Махмуд внимания не обратил на его слова.
Он ходил меж станков, очень довольный собой. Здесь он чувствует себя человеком. Здесь он подлинный мастер Махмуд.
В обеденный перерыв, когда все рабочие и мастера собрались на дворе фабрики, вышел один из служащих и объявил, что мастер Махмуд выиграл по жребию и имеет право через пять дней занять квартиру в Александрии. Прежде чем мастер Махмуд успел взять в толк, что говорит служащий, рабочие радостно зашумели и бросились его поздравлять:
– Подыши и за нас морским воздухом, мастер Махмуд.
– Не забудь прочитать за нас «Фатиху» в мечети святого Абуль Аббаса.
– Будь осторожен, мастер Махмуд, гляди не утони!
Мастер Махмуд растерялся и не знал, что делать, что говорить. На лице его застыла глупая улыбка. Он хотел было отказаться, но стало жаль упустить такой случай. Подумать только, квартира в Александрии, да еще задаром… Море… Мечеть святого Абуль Аббаса. Всю жизнь слышал он об Александрии, но ни разу там не бывал. К нему подошел мастер Ханафи.
– Иди, дядя Махмуд, собирай вещи. Поздравляю тебя. Еще увидимся до твоего отъезда.
Махмуд вышел за ворота растерянный, все с той же глупой улыбкой на лице.
Едва он сообщил новость жене, как та взвизгнула от радости. Самира кинулась к окну, чтобы крикнуть соседке:
– Санийя, мы едем в Александрию!
Потом к другому окну:
– Дарийя, мы едем в Александрию!
Наваль, бегая вокруг стола, распевала:
– Ля ля ля, девчонки из Александрии, мы едем к вам, мы едем к морю.
Соседка Азиза, высунувшись из своего окошка, сказала Девлет:
– Милая, поздравляю. Слушай, привези ка мне бутылочку морской воды.
Из за ее спины выглянул муж, маляр Хасан:
– Скажи мастеру Махмуду, чтоб не забыл привезти нам рыбки.
Хадига тоже высунула голову из окна:
– Девлет, ты знаешь халву вроде тянучки? Ее только в Александрии делают.
А Девлет, радостная и гордая, кивает головой, твердит:
– Хорошо, миленькая. Привезу, дорогая. А лучше поедемте с нами.
Мастеру Махмуду некуда было деваться. Раз уж подняли столько шума, оставалось лишь ехать. На этом и порешили.
Мастер Махмуд так и не узнал, что все мастера фабрики добровольно вычеркнули свои фамилии из списка, чтобы квартира досталась ему.
Пять дней пролетели незаметно. За эти дни мастер Махмуд ни разу не соскучился, у него свободной минуты не было. Нужно было сделать так много. Он купил чемодан. Потом пришлось купить и второй. Купил себе две рубашки и брюки. Купил платье жене, по платью Самире и Наваль. Шляпу, чтобы прикрыть голову от солнца. Снял со своего текущего счета двадцать фунтов. Потом еще двадцать. И едва успевал купить одно, как выяснялось, что необходимо еще другое… Он кричал, смеялся, был полон энергии.
Девлет упорно желала сварить пять кило мяса и взять с собой в Александрию. Махмуд кричал:
– Ты что, мать, думаешь, в Александрии мяса нет?
Девлет, словно речь шла о чем то очень важном, настаивала:
– Говорят, в Александрии мясо плохое, не уваривается.
– Ежели александрийцы его едят, будем есть и мы.
И с улыбкой он добавлял:
– Или, по крайности, поедим рыбки.
Самира подошла к матери и умоляюще прошептала:
– Скажи папе, чтоб он купил мне купальник.
Девлет взглянула на дочь в полнейшем изумлении.
– Ты собираешься надеть купальник?!
Самира, бесстрашно глядя на мать, ответила:
– А что? У всех девушек есть купальники. И Санийя, наша соседка, когда в прошлом году ездила в Порт Саид, тоже брала с собой купальник. Она даже сфотографировалась в купальнике. Или ты хочешь, чтобы я ходила на пляж, закутанная в малаю?
Девлет поразмыслила немного. Добрая и наивная, она старалась сообразить, что к чему. Потом сказала:
– Ну ладно, только если мы скажем об этом отцу сейчас, он рассердится, и мы вообще никуда не поедем. Погоди до приезда в Александрию. Аллах нам поможет.
Самира недовольно надула губки.
Так мастер Махмуд очутился в Александрии.
Он сидел на пляже «Камп Сезар» в окружении своей семьи… Сидел он под зонтиком. А на песке было расстелено одеяло. Рядом стояли кастрюльки с едой, прихваченной из дому. Кастрюлька с фаршированными овощами. Кастрюлька с жареным мясом. Коробка печенья. И еще коробка с семечками и орешками из Каира. Несколько лепешек. Огурцы, виноград.
Мастер Махмуд растерянно озирался. Все тут было для него в новинку: песчаный пляж, люди, море. Какое же оно огромное! Великий боже, воистину ты всемогущ! Махмуд переводит глаза на женщин и девушек в купальниках. Раньше ему случалось видеть женщин в купальниках лишь на картинках в журналах да в тех немногих кинофильмах, которые он смотрел. Но впервые в жизни он видит их воочию. Спаси аллах! И они ничуть не стесняются! Он взглянул на жену, улыбнулся молча. Потом взглянул на свою дочь Самиру, и лицо его потемнело. Обернулся к младшей дочери Наваль, погладил ее по спине. Снова покосился на женщин и девиц в купальниках. Вспомнил, что это грешно. Мысленно испросил прощения у аллаха, взял огурец, раскусил его с хрустом. Подставив лицо морскому ветерку, глубоко вздохнул и распустил пояс на брюках. Улыбаясь, сказал Девлет:
– Надо мне было галабею надеть. В ней посвободнее.
Девлет украдкой бросила быстрый взгляд на Самиру, потом ответила Махмуду:
– Клянусь пророком, тебе следовало купить купальные трусы, как у всех людей.
Мастер Махмуд поднял глаза на жену и переспросил сурово:
– Трусы? Да ты что, Девлет? Разве нам это пристало?!
Девлет смолкла, испугавшись его строгого взгляда. Но тут отважно вмешалась Самира:
– Почему, папа? Чем мы хуже других? Ведь все…
Мастер Махмуд прервал ее все с той же суровостью:
– Замолчи сию минуту.
И Самира замолчала, тяжко вздохнув.
Подошли кучкой молодые рабочие с фабрики, тоже проводившие отпуск в Александрии. Мастер Махмуд встал. Они окружили его, уважительно поздоровались. Ни один не осмелился даже взглянуть на его дочерей. Самира выпрямилась, пригладила волосы. Девлет украдкой рассматривала рабочих, переводя взгляд с одного на другого, словно выбирала жениха для дочери. Вскоре рабочие отошли. Они расположились на другом конце пляжа из уважения к семье мастера Махмуда. У Самиры вытянулось лицо. Девлет сокрушенно вздыхала. Мастер Махмуд снова сел, чувствуя неловкость и смущение, словно предстал голым перед людьми.
Самира поднялась было, но мастер Махмуд негромко прикрикнул:
– Ты куда?
– Хочу пройтись немного.
– Сиди на месте.
Девлет попросила:
– Ну отпусти же ее поразмять ноги.
Но мастер Махмуд решительно отказал:
– Нет, не пущу.
Самира негодующе осведомилась:
– Зачем же я в Александрию приехала, чтоб сиднем сидеть на месте?
Спокойно и решительно мастер Махмуд ответил:
– Приехала, чтоб дышать воздухом. Вот и дыши. Воздуху тут вволю.
Самира в отчаянье уронила голову на руки. Девлет горестно вздохнула. Наваль вскочила с места. Мастер Махмуд обернулся к ней и все так же строго сказал:
– Играй в песочек здесь, подле нас. Смотри не отходи никуда.
Воцарилось тяжелое молчание.
Мысли мастера Махмуда обратились к молодым рабочим, которые только что подходили к нему, и снова он почувствовал стеснение. Он взял еще один огурец и стал его грызть.
Закусив, мастер Махмуд уснул на песке, овеваемый морским ветерком. Он очнулся от сна внезапно, словно его краб укусил, и окинул взором свое семейство. Самиры не было. А Девлет глядела на море и улыбалась, растянув рот до ушей. Он проследил за ее взглядом и увидел Самиру… в море. Она стояла в воде, подобрав платье выше колен. И ноги у нее были голые… голые! Он вскочил и как сумасшедший бросился к морю с криком:
– Самира!.. Самира, ступай сейчас же сюда!.. Сейчас же, слышишь?
Самира повела плечами с надменным видом и кокетливо ударила ногой по воде. Потом повернулась к отцу. Он схватил ее за руку и потащил назад. От игривого настроения девушки не осталось и следа, глаза ее расширились от страха. Усадив Самиру под зонтик, мастер Махмуд дрожащим от гнева голосом крикнул жене:
– Собирай вещи! Пошли домой! Живо.
Испуганное семейство стало торопливо собираться.
Едва переступив порог, мастер Махмуд повернулся к Самире и влепил ей затрещину, вопя:
– Раздеваешься перед людьми?! Осрамить меня хочешь?
И оплеухи сыплются одна за другой.
Самира кричит. Наваль кричит. А Девлет умоляет мужа:
– Ради бога, довольно. Она ничего дурного не сделала. Клянусь пророком, напрасно ты ее обижаешь, Махмуд.
Наконец ей удалось вызволить дочь. Она увела ее в ванную и затворила дверь. А мастер Махмуд долго еще дух не мог перевести от негодования. Но понемногу он успокоился. Снял рубашку и брюки. Надел галабею и лег на кровать. Снова представил себе молодых рабочих, встретившихся ему на пляже. А вдруг они видели ноги Самиры?! Голые ноги! Вернутся на фабрику и будут рассказывать всем сальности про ноги дочки мастера Махмуда. Он ощутил стеснение в груди и мысленно обратился к аллаху, прося у него прощения и помощи. Прости, господи! Прости… Потом он стал размышлять спокойно. Почему он так думает о своих товарищах по работе? Ведь все они для него как собственные дети. Всех он знает. Они порядочные, хорошие парни. Образумься, мастер Махмуд. И вообще, что тут такого? Ведь на пляже полно девчонок в купальниках. Почему все должны смотреть только на твою дочь Самиру? Обидел ты ее, мастер. Ей ей, обидел. Девчонка ничего особенного не сделала. Все они такие. Даже дочери вполне достойных людей. За что же ты ее наказал? Мир изменился, мастер Махмуд.
Уснуть он не мог. Понимал, что обидел дочку. И сам чувствовал себя обиженным. Не находил никакого решения. Ворочался с боку на бок. А Девлет, лежа рядом, уговаривала его:
– Спи, Махмуд. Выкинь эту историю из головы. Самира больше не будет так делать.
На другое утро мастер Махмуд рано вышел из дома и отправился в ближайший магазин. Там он купил купальник.
Потом вернулся домой, позвал свою младшую дочь Наваль и тихо, избегая глядеть ей в глаза, сказал:
– Возьми, надень.
Лицо Наваль просияло от радости. А Девлет воскликнула:
– Да хранит тебя аллах, Махмуд.
Самира вздохнула и принялась расчесывать волосы так яростно, словно намеревалась вырвать их все с корнем.

* * *

Мастер Махмуд сидел на пляже, глядя на свою младшую дочь Наваль, которая играла подле него на песке в своем новом купальнике.
По щеке его скатилась слеза.
Жена его Девлет взглянула на него с тревогой и спросила испуганно:
– Что с тобой, мастер Махмуд?
Вытирая слезу рукавом рубашки, Махмуд ответил:
– Ничего… Просто я вспомнил свою мать.
Изменено: zaubermaus - 15.02.2012 15:40:07
 
Цитата
Яся пишет:
Да, мне тоже, но он умер в расцвете лет, а вот остальные еще помучаются...
мне было жаль его, в том плане, что как человек, который хотел-то в принципе хорошего, верил в светлые идеалы, попал не в те руки, и пошел не по тому пути... ведь он хотел быть честным, справедливым, хотел служить людям, но общество "растоптало" его и он стал убийцей. как человек от "светлого и доброго" стал фанатиком в "нужных руках", при умелом стимулировании нужных болевых точек...
Цитата
Яся пишет:
На русском? Я купилю в бумажном виде, думаю, не менее увлекательная книжица.
да, на русском. на озоне и в других местах есть.
 
Цитата
zaubermaus пишет:
Он никогда еще не видел Девлет в одиннадцать утра. Он привык видеть ее в шесть, перед уходом на работу, и в семь вечера, когда возвращался с фабрики. В одиннадцать она совсем другая, непохожая на ту Девлет, которую он знает. Так странно в одиннадцать часов видеть вокруг себя лица дочерей и жены. В это время он привык видеть лица рабочих, слышать вокруг себя гул станков, жить жизнью фабрики. А здесь, у себя дома, он чувствует себя потерянным, лишенным своего «я», словно он не мастер Махмуд, а посторонний человек, который случайно сюда забрел. Он смотрит вокруг, и ему кажется, что все это он видит впервые. Заглядывает к себе в душу и не узнает самого себя.
Улыбнуло, вот точно так я и чувствую себя первые 2-3 дня отпуска. А вообще, печально, конечно. 18 лет бедолага не знал, что такое отпуск...дела...трудоголизм, вызванный скорее всего нищетой.

Цитата
zaubermaus пишет:
– А что? У всех девушек есть купальники. И Санийя, наша соседка, когда в прошлом году ездила в Порт Саид, тоже брала с собой купальник. Она даже сфотографировалась в купальнике. Или ты хочешь, чтобы я ходила на пляж, закутанная в малаю?......Аллах нам поможет.
Помоги Аллах надеть купальник :D :D :D

Мир изменился в 69г, Махмуд все-таки проявил гибкость, купил дочери ентот пресловутый купальник... Жизнеутверждающий рассказ. Был. Таперича на туристок паранжу одевать собираются. 1 шаг вперед и 3 шага назад. Помоги им Аллах. Трудно воевать со своими
внутренними врагами веры, в душе в своей бороться с нафсом и заниматься духовным джихадом...проще иноверцам морды бить и внешне соответствовать благообразному образу, а что там внутри - это ж в глаза сразу не бросается, спрячем поглубже, да и вся недолга...
Все-таки пишет же кто-то эти книги, и кто-то их читает! Я имею ввиду арабов.
 
Цитата
Яся пишет:
Жизнеутверждающий рассказ. Был.
именно, что БЫЛ
Цитата
Яся пишет:
Таперича на туристок паранжу одевать собираются. 1 шаг вперед и 3 шага назад.
именно. какое-то просто "return to innocence".
Цитата
Яся пишет:
Помоги им Аллах.
не знаю как Аллах, но помогло бы детальное просвещение в массах, повышение уровня образования и образованности! Хотя... там такая дремучесть... и чем дальше от Каира, тем больше.
Цитата
Яся пишет:
а что там внутри - это ж в глаза сразу не бросается, спрячем поглубже
вот это мне тоже в глаза бросается, только называют они это "не выносить сор из избы", причем во всех смыслах (что проблемы неверия в себе, что проблемы в семье, что проблемы в государстве)! Главное спрятать от всех подальше, шоб не видно було. и кра-со-та!
Цитата
Яся пишет:
Все-таки пишет же кто-то эти книги, и кто-то их читает! Я имею ввиду арабов.
и процент пишущих, и процент читающих от общего числа жителей, думаю все же очень мал. Как мне кажется. А потом, все те авторы, которые перечислялись выше (например, из сборников), так они родились в начале века, т.е. "образовывались" еще при англичанах, причем тогда было вполне светское общество, Ас-Суани, пишет сейчас. ОК. так он врач, т.е. человек тоже с образованием, который получал свое это образование в Америке, собственно... :-)

Кстати, про угасание светского общества очень хорошо написано в "Пансионате "Мирамар" Махфуза...
Изменено: zaubermaus - 16.02.2012 09:42:34
 
Ну вот, все читатели пропали.. что никто не прочитал "Хадижу"? Ладно, отчаливаю, буду примерно через 20 дней, машалла, надеюсь к тому моменту уже кто-нибудь дочитает.... :-)
 
прочитала про Хадижу,на одном дыхании...
жаль девушку,во многом виноваты все эти насквозь прогнившие их жизненные устои,эти средневековые традиции про позор и все такое...если бы ей протянули руку помощи НОРМАЛЬНЫЕ люди,то финал мог бы быть другим...хотя,я думаю,ей самой это не надо было-она даже не любила своего ребенка,ребенка от любимого человека...
 
liubov75
Цитата
liubov75 пишет:
бы ей протянули руку помощи НОРМАЛЬНЫЕ люди,то финал мог бы быть другим
Н-да, я тоже дочитала Хадижу.
Кажется, там не было ни одного нормального человека (в нашем понимании) Это просто написано про параллельный мир. А устои и наши тоже прогнили, только по-другому.
Я всю первую часть книги не могла поверить, что эта девочка с живым характером, со своими представлениями о добре и зле, готовая спорить с мнением старших, отстаивать свою правоту, с таким живым восприятием красоты окружающего мира, станет смертницей. Мне кажется, автор в какой-то момент потеряла вдохновение и начала настойчиво проводить свою идею. Не мог Махач быть таким идиотом, чтоб стать смертником-отцеубийцей! Надо было хоть описать преступления этого генерала, а то вообще не понятно, с чего так вдруг крыша-то у сыночка поехала?! Только что женился на любимой женщине и... на тебе, все своей же рукой и перечеркнул свою новую жизнь и любимую убил. Хадижа все время такая живая, с естественными и здоровыми реакциями, вдруг бац - и сломалась. Ну не верю я, что с полной сумкой денег и ребенком в животике эта девочка стала убийцей! А вот последний абзац в книге про равнодушие людей в метро-это прям в точку. Мы слишком равнодушны, разопщены и эгоцентричны, и это делает нас тоже виновными в этом кошмаре...
Книга сильная, это точно. История матери Хадижи мне показалась действительно очень правдоподобной, невыносимо больно за 26 летнюю девочку, которая жила лишь для дочери после смерти любимого мужа, и ту защитить не смогла. Когда поняла, что все-равно обречена оставить свою дочку, так просто умерла от горя.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 9 След.
Ответить
Читают тему
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить файлы
 



Хургада безопасный и относительно недорогой город и количество желающих приобрести здесь квартиру растёт, сейчас в Хургаде очень много жилых комплексов, которые занимают европейцы и русские